Внимание! Мы создали новый сайт. С 28 мая 2018 г. информация на сайте www.congress.pharma-conf.ru не обновляется, здесь вы можете посмотреть архив мероприятия. Актуальная информация доступна на нашем новом сайте www.infor-media.ru

Архив 2015: пост-релиз

2015 | 2014

Пост-релиз | Программа | Спикеры | Спонсоры

 

3 марта 2015 г. в конференц-центре Swissotel Красные Холмы состоялся 4-ый Аптечный саммит «Эффективное управление аптечной сетью».

Организатором выступила компания infor-media Russia. Генеральный партнер — компания Galderma. Генеральный информационный партнер — «Фармвестник».

Саммит прошел в активных и бурных дискуссиях первых лиц аптечных сетей, которые обсуждали, как кризис отразился на ликвидности, спросе и поведении потребителей, в каком состоянии находится рынок, какие угрозы можно ожидать, как изменился интерес инвесторов к отрасли.

Евгений Нифантьев, генеральный директор, аптечная сеть «Нео-Фарм», открыл пленарное заседание конференции с предложением ко всем делегатам совместно разобраться, что такое кризис, его возможности и угрозы, реально ли он пришел на аптечный рынок или присутствует только в наших головах. Он призвал всех участников дискуссии обсудить: что произошло в 2014 г., какой план был поставлен, и что удалось выполнить, как кризис скорректировал эти планы, что мы хотим добиться для своих компаний и для рынка в целом в 2015 г.

Ведущие аптечные сети смотрят на развитие своего бизнеса в годы экономического кризиса с большой долей оптимизма. Первые его признаки для многих компаний выражались не в сокращении ликвидности, а в аномальном росте за последние 3 месяца при этом аптеки совершенно отрицают свое участие в ценовом сговоре. Многие уверены, что в качестве локомотива, запустившего рост цен на препараты, выступили дистрибьюторы. Действительно высказывания руководителей аптечных сетей звучали оптимистично, но они скорее говорили не о сверхприбылях, а об относительно увеличенных объемах продаж конца прошлого и начала этого года. Конец 2014 года стал не только успешным в стратегии развития аптечных сетей. Многие заявили о развитии бизнеса, как о главной задаче на 2015 год.

Участники саммита говорили и о том, что основными трендами развития аптечного бизнеса является укрупнение аптек и создание дискаунтеров. Другие представители сетей, которые не разделяют восторга своих коллег, дают осторожные прогнозы наступления суровых времен и для аптечного бизнеса.

Свои точки зрения представили: Валентина Бучнева, член совета директоров, аптечной сети «Доктор Столетов», Александр Тарасов, вице-президент фармацевтической группы компаний «Роста», Андрей Гусев, генеральный директор аптечной сети «А5», Ольга Чернова, генеральный директор аптечной сети «Алоэ», Юрий Слепов, владелец сети «Здоровье», Александр Кузин, коммерческий директор аптечной сети «Ригла» и другие.

Ольга Чернова рассказала о том, что середина 2014 года дала возможность сети «Алоэ» выйди на региональный и федеральный уровень. «Со второй половины 2014 года мы органически развивались в Санкт-Петербурге и купили «36,6», несколько региональных филиалов. Органическое развитие в Санкт-Петербурге помогло нам открыть за последние три месяца 10 аптек, мы купили 70 аптек, поэтому к концу 2014 года в нашем портфеле стало 105 аптек. Но начало 2015 года говорит о том, что кризис сказывается на фарм. Ритейле, и покупательская способность понижается».

Говоря о своей группе компаний «А5», Андрей Гусев отметил: «В целом 2014 год группа А5 провела очень успешно и самое большое достижение, которое нам удалось, это в корне переработать состав наших аптек, потому что мы разобрались с брендами, разработали и утвердили детальные бренд-буки. У нас теперь 4 бренда. На конец года у нас было 1005 аптек, и мы год закончили с совокупным товарооборотом, вместе с льготным отпуском и интернет-проектом, — в 26 млрд с приростом 30% год к году. Открыли мы за год 255 аптек. В основном наши открытия были сосредоточены в Московской области и в Санкт-Петербурге. Достаточно позитивный был для нас год. Показатели по эффективности, поставленные для нас акционерами, мы выполнили. И самое большое наше достижение — это 21 декабря 2014 года мы закрыли сделку по привлечению нового акционера — компанию «Берингер Восток». И это уже происходило на фоне всего кризиса. Выскажу свое мнение, что кризиса то и нет. Если крупнейшие инвестиционные фонды инвестируют в представителей фармотрасли, в лице нашей компании, что очень приятно, это говорит о том, что есть вера в то, то отрасль будет успешно развиваться, в том числе и в части нашей компании. На 2015 год смотрим с оптимизмом. Планы огромные. Прирост по бюджету стоит чуть выше 40%. В 2015 году мы откроем порядка 230 аптек, 80 из них уже законтрактовано и находятся в разной стадии: либо открыты, либо в подготовке открытия. Мы выходим в три новых региона в части нашей региональной политики. Делаем упор в части развития франчайзинга и маркетингового партнерства».

«Сеть аптек «Доктор Столетов» уже третий год достаточно успешно заканчивает отчетный период. Мы в прибыли. В прошлом году в сеть вошла аптечная сеть «Озерки», которая послужила большим толчком к развитию. Общий оборот за прошлый год составил примерно 19 млрд рублей, прирост 13% год к году. В 2014 году мы закрыли 96 аптек, именно те аптеки, которые считали не эффективными. Открыли 24. Наша цель: развивать тот формат дискаунтера, который есть в «Озерках», причем по всей России, тиражируя все разработки, которые есть в «Озерках». Это формат продаж действительно эффективный, больше примеров такой эффективности продаж на одну аптеку в России нет. Кризис — это возможность для нас, а не угроза, хотя мы его достаточно ощутили. В конце года, когда все дистрибуторы подняли цены, нам было не просто. И тогда у нас зародилась мысль, что, наверное, пора уже уходить на прямые контракты, искать партнеров для этих прямых контрактов, мы не исключаем возможность участия в закупочных союзах, которые будут создаваться, и, возможно, сами будем создавать подобные союзы. Мы смотрим вперед оптимистично, надеемся, что этот год оправдает все наши ожидания», — сообщила Екатерина Бучнева.

Александр Тарасов, представляя объединенную аптечную сеть «Радуга» и «Первая помощь», рассказал: «В 2014 году мы следовали стратегии, сформированной в начале года. Мы считаем розничный сегмент стратегически очень перспективным, инвестируем в него. В прошлом году объединились с сетью «Первая помощь», весь год занимались ее интеграцией, убирали ненужные затраты, создавали синергию в маркетинговых контрактах, в единых мотивациях для персонала. В целом, результатом довольны».

По мнению Юрия Слепова, владельца аптечной сети «Здоровье», на рынке начинается кризис, будут уходить слабые игроки, и на их место будут приходить более сильные. Будут лопаться так называемые «мыльные пузыри» — это финансовые пирамиды, которые существуют в фармацевтическом бизнесе, открывающие аптеку за счет средств, полученных путем отсрочки, и оплачивающие убытки других аптек. При этом рост их товарооборота позволяет увеличивать число аптек, но их реальная стоимость очень сильно отличается от того, что они должны реализовать.

Активное обсуждение в сессиях саммита принял Игорь Страмилов, генеральный директор аптечной сети «Флория»: «Кризис прежде всего в наших головах. Никакой сверхприбыли у аптек нет, все как было регламентировано, так и есть. Но декабрь был аномально хороший. У меня такого уровня декабря в сети не было с 2005 г. Объяснили себе это тем, что произошел резкий скачок курса, все побежали покупать, мы побежали покупать у дистрибутора, тоже самое сделало население, покупая все подряд коробками. Февраль дал 8% среднедневной прирост к аномально хорошему декабрю, из них 6,3% — рост продаж упаковок. При этом курс стабилизовался и стал падать, ажиотаж также упал».

Задавая вопрос российским производителям «Как они видят сегодняшний кризис?» Евгений Нифантьев попросил прокомментировать Владлена Калустова, генерального директора ПФК «Обновление». Владлен предложил обсудить ситуацию с ценой от производителя: «С октября средняя цена на нашу продукцию за весь период к февралю поднялась на 2,1%. На нашем ассортименте мы наблюдаем интересную картину: цена с конца ноября и декабря очень сильно уходила вверх, т. е. колебания цены на нашу продукцию в рознице составляли до 30% разницы. В феврале мы наблюдаем существенное снижение цены, которая по сути возвращается к показателям конца ноября в самих аптеках. Какие можно сделать выводы: понятно, что цену сформировала не сама аптека, но она активно в этом поучаствовала, дистрибутор тоже сыграл на этом ажиотаже и достаточно хорошо на нас наценился. Но и сама аптека это сделала. С другой стороны, продажи страдают, о чем говорит факт снижения цены до показателей ноября. У нас на сегодняшний день около 800 контрактов по всей стране, мы получаем информацию в еженедельном формате. Общая беда заключается в первую очередь в ликвидности. Сегодня аптека обескровлена, фин. средств недостаточно. Это связано не с выручкой, в принципе у всех наблюдается рост этой выручки. Причина связана с тем, что есть такие факторы, как необходимость сокращения товарного кредита и закредитованность через финансовые институты». Также Владлен отметил, что идет тренд в сторону замещения более дорогих продуктов, более доступными.

В рамках конференции прошел специальный фарм-спарринг «Интересы производителя аптечной сети в формировании портфеля для аптеки». Елена Рязанцева, директор по маркетингу, Фармацевтической компании «Галдерма», представляла интересы фармпроизводителя. Олег Гончаров, коммерческий директор, «Дежурные аптеки», — защищал сторону ритейла.

На вопрос модератора, Александра Кузина, аптечная сеть «Ригла», «Что хочет производитель от аптечной сети и что готов за это дать?» Елена Рязанцева ответила: «Мы хотим роста продаж, консервативно на 70%, учитывая темпы нашего портфеля на сегодняшний день. Мы хотим выкладку в нашей категории. И, конечно же, мы хотим рекомендацию, поддержку со стороны первостольников. Для достижения этих целей по продажам готовы предоставить эффективный и разумный маркетинговый контракт, и, помимо этого, наши бренды имеют либо медийную поддержу, либо поддержку со стороны врачей, т. е. обеспечиваем пациентопоток».

Олег Гончаров подчеркнул точность формулировки желаний и отметил, что «если производитель как основная сила по созданию спроса на продукт сдержит свои обещания, если наши партнеры ведут себя ответственно и тратят колоссальные условия на создание этого спроса, обеспечивают дополнительный трафик в аптеки, то нам это нужно».

В целом саммит был плодотворным — спарринги, мастер-классы, переговоры и дискуссии на тему выстраивания различных стратегий развития компаний. Оживленные диалоги продолжались в кулуарах в течение всего дня.

Мы получили массу положительных отзывов от участников Аптечного саммита, что позволяет нам судить, что мы движемся в правильном направлении.

Так, Давид Мелик-Гусейнов, директор Центра социальной экономики, отметил, что infor-media Russia делает одно из самых главных событий, в зале присутствуют стратеги, которым важен и необходим контент конференции. А Юрий Слепов, владелец аптечной сети «Здоровье», добавил: «Аптечная конференция infor-media Russia вот уже в который год собирает сильных и интересных игроков. Я приезжаю, чтобы получить новый опыт и ценные идеи для дальнейшей реализации».

Партнерами Аптечного саммита выступили компании: Galderma, Stada CIS, Vita Media, Катрен Стиль, Roid.

Благодарим наших информационных партнеров: «Фармацевтический вестник», PAAC, AIPM, АРФП, СПФО, РФАМ, Innovative pharma, Mediamedica, Первостольник, Московские аптеки, Разработка и регистрация лекарственных средств, Аптечный союз, Аптечное дело, Likar Info, Аптечный бизнес, Лекарственное обозрение, Вести от Протека, Центр внедрения Протек, Витамин Здоровья, Ремедиум, Apteki.su, Мед-инфо, Фармацевтическое обозрение.

Компания infor-media Russia благодарит участников и партнеров конференции!

До новой встречи на нашем Аптечном саммите 6 октября 2015 г.!

 

 

 

 
 
 


© 2018 infor-media Russia
Россия, Москва, 115114, Дербеневская наб., д. 11, БЦ «Полларс», корпус Б, офис Б-504
тел.: +7 495 995-80-04